Home Учеба Дипломы и курсовые ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕНОМУ ЭКЗАМЕНУ 2011

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕНОМУ ЭКЗАМЕНУ 2011


Общие проблемы теории журналистики
1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как «четвертая власть».
2. Глобальные проблемы человечества и журналистика
3. Сущность и специфика массовой информации. Журналистика как массово-информационная деятельность.
4. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы СМИ в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
5. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
6. Функции журналистики в современном обществе
7. Социальная позиция журналиста. Взаимодействие общечеловеческого и группового факторов в формировании социальной позиции.
8. Журналистская деонтология. Гражданская, юридическая, этическая ответственность.

Система средств массовой информации
1. Система СМИ. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка
2. Типология отечественных СМИ. Основные типоформирующие факторы изданий, теле-, радиоканалов и программ
3. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
4. Телевидение в системе СМИ. Его функции. Основные виды. Тенденции развития
5. Радиовещание в системе СМИ. Его функции. Основные виды. Тенденции развития
6. Сетевые СМИ: функции, структура. Тенденции развития
7. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях переходного периода.
8. Государственные и частные СМИ в системе журналистики.
9. Общероссийские и региональные СМИ в современном информационном пространстве.
10. Интернет-журналистика и перспективы ее развития

Организация работы редакции, редакционный
менеджмент, экономика, техника и технология СМИ
1. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Особенности функционирования редакции в различных типах СМИ
3. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания.
4. Дизайн в журналистике. Зависимость оформления от типа издания.
5. Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронные технологии в структуре российских СМИ.
6. Экономические основы функционирования СМИ. Проблемы экономики СМИ и пути их решения.
7. Учредитель, владелец, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
8. Условия и факторы развития рекламы в СМИ

Основы творческой деятельности журналиста
1. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
2. Способ и методы журналистского творчества
3. Система источников информации и проблемы доступа к информации
4. Система жанров в современной журналистике и тенденции их развития
5. Журналистика новостей: современные методы творчества, жанры
6. Особенности и жанры аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
7. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
8. Новые информационные технологии. Влияние новых информационных технологий на процесс журналистской деятельности
9. Особенности работы журналиста в «горячих точках»: правовые и профессиональные аспекты

Правовые и этические основы функционирования журналистики
1. Современное законодательство России о СМИ.
2. Права и ответственность журналиста.
3. Основные понятия Гаагского и Женевского права и права прав человека. Международное гуманитарное право в отношении журналистов.
4. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ
5. Этические нормы и Кодексы профессиональной этики журналиста (отечественные и зарубежные). Международные и национальные журналистские организации.
6. Отражение в СМИ вооруженных конфликтов и террористических действий. «Эффект CNN”.

Социология журналистики
1. Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций.
2. Методы изучения общественного мнения в журналистике и способы его представления в СМИ
3. Методы изучения медиа-текстов. Процедура проведения контент-анализа.

История отечественной журналистики
1. Информационное пространство допетровской эпохи.
2. Реформаторская деятельность Петра I, ее влияние на общественную жизнь России и развитие русской журналистики.
3. Русская сатирическая журналистика XVIII-XX вв.: традиции, закономерности, основные этапы развития.
4. Становление, развитие и современное состояние провинциальной журналистики. Основные этапы развития рязанской журналистики.
5. Конфессиональные СМИ: история и современность.
6. Цензура в России XVIII-XX вв.
7. Газета в России XVIII-XX вв.: становление и развитие, ведущие издания.
8. Российская журнальная периодика XVIII-XX вв.: типологические особенности и этапы развития.
9. Развитие эмигрантской журналистики XIX-XX вв.: ведущие публицисты, основные издания, особенности функционирования и взаимоотношений с печатью России.
10. Основные идейные направления общественной жизни второй половины XIX века и их отражение в журналистике.
11. Жанр литературного обозрения. Литературная критика XIX в.
12. Формирование многопартийной отечественной журналистики в начале XX в.
13. Изменения в системе российской печати после 1917 г.
14. Публицистика периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
15. Советская журналистика в условиях демократизации общества.
16. Телерадиовещание в России: становление, развитие, современное состояние.
17. Кино как средство массовой коммуникации. Роль кинематографа в идеологическом противостоянии СССР и западных стран. Кино и реклама.

Зарубежная журналистика
1. Пражурналистские явления. Информационное общение в эпоху античности. Начало христианской публицистики.
2. Становление журналистики в Средневековой Европе.
3. Развитие книгопечатания в странах Западной Европы.
4. Английская журналистика и публицистика XVIII-ХХ вв.
5. Американская журналистика XVIII-XX вв.
6. Французская журналистика XVIII-XX вв.
7. Немецкая журналистика XVIII-XX вв.
8. Особенности развития зарубежной журналистики в революционных условиях (XVIII-XIX вв.).
9. Влияние мировых войн на систему журналистики. Особенности военной пропаганды. Институт военных корреспондентов.
10. Зарождение и развитие партийной журналистики за рубежом.
11. Зарождение и развитие массовой журналистики в зарубежных странах.
12. Зарождение и развитие расследовательской журналистики.
13. Зарождение и развитие телерадиовещания за рубежом.
14. Коммерциализация издательского дела.
15. Основные тенденции профессионализации журналистики.
16. Национальные особенности развития цензуры. Зарубежное законодательство о печати: история и современность.
17. Ведущие концепции зарубежной журналистики.
18. Мировые информационные агентства.
19. Зарубежные СМИ в современных условиях: основные тенденции развития. Проблема становления информационного общества.
20. Современные СМИ США. Роль США на мировом информационном рынке.
21. Современные СМИ Западной Европы (на конкретном примере).
22. Современные СМИ стран Восточной Европы (на конкретном примере).
23. Современные СМИ стран Азии и Африки (на конкретном примере).
24. Современные СМИ стран Латинской Америки (на конкретном примере).

Основы рекламы и РR
1. Правовые и этические регуляторы рекламной деятельности: содержание и специфика.
2. Жанры и виды рекламы
3. Место социальной рекламы в системе массовых коммуникаций
4. Композиционная структура рекламного обращения в печати.
5. Основные виды телевизионной рекламы.
6. Современная радиореклама.
7. Интернет - реклама: достоинства и недостатки.
8. Основные институты PR. Цели и функции PR.
9. Формы и методы деятельности пресс-служб
10. Основные этапы проведения PR-кампании
11. PR в органах государственной власти и управления
12. Тенденции развития рекламы в России.
13. Основные этапы формирования и развития PR.

СМИ в системе PR
1.Особенности СМИ как основного инструмента PR.
2. 3аконодательные и этические особенности PR-коммуникации со СМИ. Общие правила взаимодействия с журналистами.
3. Пресса как канал передачи PR-сообщений. Основные виды материалов для прессы.
4. Пресс-релиз как ведущая разновидность материалов для прессы. Правила подготовки пресс-релиза.
5. Пресс-конференция как форма общения с журналистами; специфика ее проведения.
6. Радио и телевидение как каналы передачи PR-сообщений. Возможности современных электронных средств массовой информации в продвижении рекламного продукта.
7. Использование жанров информационной, аналитической и художественной публицистики в целях PR.
8. PR в Интернете.
9. Управление средствами массовой информации в целях PR: методы прямые и косвенные. Проблема управления информацией и информационными ресурсами.
10. Освещение политических выборов в средствах массовой информации: стратегии, технологии, методы.
11. Проблема «черного пиара» в современных российских выборных технологиях и средствах массовой информации. Негативная роль манипулятивных методов работы с информацией.
12. Этапы подготовки и проведения выборной кампании в СМИ. Проблема организации и проведения комплексной PR-кампании в
средствах массовой информации.
13. Формирование имиджа политика и политической партии в прессе,
радио и телевидении.

История PR
1. РR как наука. Становление и развитие науки о связях с общественностью.
2. Реклама и РR. Общее и частное.
3. РR и журналистика. Виды РR.

РR в системе маркетинга
1. Маркетинг: сущность, определения. Понятие стратегического маркетинга.
2. Маркетинговые исследования в системе паблик-рилейшнз.
3. Разработка товаров на рынке PR-услуг. Понятие бренда и его роль в продвижении товара на рынке.

РR в системе менеджмента
1. Менеджмент: сущность, основные понятия. Функции РR-менеджера: внутренние, внешние.
2. Организация мероприятий как составная часть деятельности отдела РR-менеджера.
3. Бюджет РR-кампании. Основные критерии.

Коммуникативные основы PR
1. Понятие коммуникации. Структура массовой коммуникации.
2. PR как способ налаживания диалога с общественностью.

Информационные технологии в PR
1. Понятие информационные технологии: этапы развития IT, виды IT, новые (современные) IT.
2. Развитие информационного общества: особенности информационных революций, информатизация общества, современные модели построения информационного общества.
3. Компьютерные сети: телекоммуникации, услуги телекоммуникационных технологий: электронная почта, электронная конференция, видеоконференция, передача файлов.
4. Рынок информационных услуг.
 


Аудио
Видео
Фото
Творчество
Графика

Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка.
Джозеф Пулитцер